Семейное чтение — это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом — это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, близких людей разного жизненного опыта.
Здесь можно найти электронную книгу "Засыпайка в Таллинне":
Семейное чтение способствует установлению более близких внутри семейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутри семейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
• совместное времяпровождение за чтением поучительных
или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки»
знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание,
• совместное чтение побуждает ребёнка
задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит,
вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл
ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями,
традициями, семейными историями;
• после чтения предлагаемых рассказов и
сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их
собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе
заинтересоваться собственным семейным древом;
• чтение сказок, включая сказки на
духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий,
например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная
любовь.
Вот
несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения
интересным и полезным:
1) при
выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на
собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь
члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);
2) сказку
следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально
отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд
внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю
последующую жизнь;
3) если у
ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить,
как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения
ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном
состоянии;
4) порой в
вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или
«сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чём-то — это для него очень
важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если
ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги — это не случайно;
необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет
ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко
затронуло.
Чтение сказки может произвести на ребёнка
большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию.
Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку «примерить на
себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения,
удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта,
упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Чтобы
процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно
разнообразить приемы работы со сказкой:
• обсуждение поступков героев, построенное
на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
• создание рисунков по мотивам сказки или
поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
• активная работа с текстом по выявлению
причинно-следственных связей в сказке;
• проигрывание эпизодов сказки, что поможет
сыграть эмоции персонажей и понять их;
• проигрывание вариантов решения ситуаций,
т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.
Время,
отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание
наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит
заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю
последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи
«перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.
В. А.
Сухомлинский сказал: — «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и
познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя,
так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка
к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди
сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Kommentaare ei ole:
Postita kommentaar